Нефтяники жалуются на кадровый голод, несмотря на кризис
Нефтянка остается едва ли ни единственной отраслью, которая, несмотря на кризис, по-прежнему испытывает кадровый голод. Транснациональные компании продолжают агрессивно набирать новый персонал, предлагая шестизначные зарплаты, бонусы и курсы повышения квалификации. В России многие из смежных профессий пойдут в нефтяники.
Пока одни производители несут убытки и спешно увольняют сотрудников, другие не отказываются от своих планов. Нефтяные гиганты сейчас стонут от кадрового голода, ища работников узкой квалификации для морских буровых вышек. И похоже, ситуация будет только ухудшаться.
Сейчас в мировом океане действуют 640 буровых вышек. Нефтяники в ближайшие три года хотят возвести еще 180 - от берегов Вьетнама до Каспийского моря, Мексиканского залива и Бразилии. На бурение и установку каждой новой вышки требуется в среднем 200 рабочих для работы в море и на берегу. Т.е. если допустить, что строиться все будет одновременно, то потребуется 3600 человек. Вроде бы немного, но как выясняется, специалистов надо еще поискать.
Компании остаются при своем.
Несмотря на финансовое цунами, нефтяники не пересматривают свои инвестиционные планы. И падения цены на нефть до 65 за баррель недостаточно, чтобы отказаться от планов по установке буровых вышек - все равно добыча будет рентабельной, говорят они. Нынешнее падение цен на нефть умерит аппетиты и возможно вынудит скорректировать планы переработчиков и продавцов нефтепродуктов, но не добытчиков. В том числе и потому, что на установку буровой с момента появления таких планов уходит в среднем 10 лет, а ее эксплуатация длится свыше 30 лет, говорит представитель Chevron.
Компания Chevron приняла на работу в 2008 г. примерно 6000 человек, и в следующем году эти темпы увеличения персонала сохранятся, пишет Wall Street Journal. За последние четыре года зарплаты для большинства рабочих специальностей в нефтянке выросли на треть, говорится в обзоре Stephen Whittaker of Schlumberger Ltd., крупнейшей по доходам сервисной компании в нефтяном секторе. Опытный трудяга на морской буровой может зарабатывать до 100 тыс. в год, а конторский инженер – до 500 тыс., говорят участники рынка.
Но это непростые деньги. Вахтовый труд, тяжелая работа руками, не считаясь со стихией, выматывают. Поэтому компании стараются удержать рабочих, увеличивая расходы на подготовку и подбор персонала: их отправляют на летние стажировки, которые стоят 5-7 тыс. в месяц, им выплачивают ежегодные премии по 10-20 тыс., говорит Дэвид Шехтер из Texas A&M University. Один из его учащихся Шон Доуси переквалифицировался в нефтяники из инженеров-электриков и получает сейчас 80 тыс. в год.
Можно сказать, что нефтяные компании стали заложниками своей кадровой политики. В 1980-90-х они мало брали на работу молодежь, поскольку цены на нефть сильно упали до за баррель, и будущее было неизвестно. Это привело к тому, то сейчас в этой области много рабочих, кому за пятьдесят, и очень мало тех, кому чуть больше 30 и 40 лет. Теперь компании спешно набирают молодых специалистов и намерены их держать даже в случае сильного падения цен на нефть. Заново потом их нанимать будет себе дороже.
Западные нефтяники обучают персонал не только в своих странах. Компания BP, например, вложила 50 млн. в строительство колледжа для инженеров в Ливии. Аналогичная программа запускается и в Анголе. А в Норвегии рабочие на нефтяных вышках получают 0 тыс. в год - с двухнедельной вахтой и последующим месяцем отдыха, что оговорено в трудовом законодательстве. Такой отпуск нефтяным компаниям кажется накладным, но ничего не поделаешь - рабочих рук не хватает. К 2010 году компании надеются пролоббировать сокращение перерыва между вахтами до трех недель. Однако профсоюзы говорят, что этого не допустят. В ответ нефтяники стараются избавиться от ручного труда, и вводят морские вышки полностью автоматизированные. Ими управляет инженер с берега.
В России.
В России пока добывают нефть по-старинке: 12-часовую смену оттрубил, поел, поспал - и снова на буровую площадку на полсуток, пишет «Русский репортер» в репортаже с буровой. Сами нефтяники говорят, что на рынке ощущается острый дефицит высококвалифицированных кадров – примерно 1 специалист на 50 вакансий, по данным рекрутингового агентства «АА Персонал». Основная причина кроется в отсутствии системы подготовки кадров для отрасли. Другая, не менее сложная, кадровая проблема - это подбор сплоченных бригад для вахтенных работ и для длительных работ на объектах.
Вузы мало готовят специалистов по добыче нефти, соглашается Иван Калинин, руководитель отдела развития консалтинговой компании MOST Marketing. Сами компании проводят обучение, но только взятого на работу персонала и не на постоянной основе. Обычно приглашается западный высококлассный эксперт, который проводит серию обучающих курсов – и домой. Разумеется, компании традиционно удерживают работников и социальными льготами: на квартиры, обучение детей, отдых.
Конкуренция вырастет.
Россияне, как показали недавные опросы, больше всего мечтают работать в "Газпроме" и "Роснефти". Сейчас ожидается, что в связи с готовящимися массовыми увольнениями многие будут проходить переквалификацию в нефтяную сферу из смежных областей, говорит Калинин. Вакансий на рынке тоже станет больше. Нефтяные компании пока не пересматривают планы по развитию и просят денег у государства на их реализацию. Государство не отказывает. А "Роснефть", например, берет деньги у Китая под залог будущих поставок.
В «Лукойле» RB.ru сообщили, что кадровую политику не пересматривали, а говорить, как кризис повлияет на отрасль пока рано - слишком мало времени, чтобы последствия дошли до отрасли. Снижения зарплат, как это происходит во многих отраслях, у нефтяников не будет, говорит Калинин. Но из-за падения цен на углеводороды не будет и того роста, который происходит в последнее время. В офисах в Москве годовой доход нефтяных управленцев, говорят участники рынка, составлял сотни тысяч долларов, что сопоставимо, впрочем, с зарплатами инженеров-нефтянников на Западе.
Сейчас такого не будет
.
Источник: Hrm.by