Какие критерии при выборе работы для россиян сейчас являются определяющими?
Какие критерии при выборе работы для россиян сейчас являются определяющими? Каждый назовет зарплату, интерес к делу и благоприятную психологическую атмосферу. Однако нельзя забывать: в офисы и на производственные площадки уже приходит поколение 1980-х. И оказывается, что их жизненные ценности заметно отличаются от тех, которые были характерны для их пап и мам
В России такие перемены характерны для Москвы, где уровень зарплат значительно выше, чем в других регионах страны, и у соискателей имеется большой выбор. И в нашей столице, и во всей Европе на рынке труда появилась новая генерация – поколение 1980-х. Оно радикально отличается от поколения Х (1960-х и 1970-х годов). И хотя в общем составе трудовых коллективов эти парни и девушки пока не слишком заметны, совсем скоро они станут диктовать работодателям свои условия.
Особенности поколения Z (так его уже окрестили специалисты по подбору персонала) заключаются в совершенно другом подходе к выбору работы. У них другие ценности. Двадцатилетние считают, что «на работе должно быть классно!» Не просто интересно, а именно «классно». Наличие захватывающих идей, головоломных задач, веселых и общительных коллег, демократичный и понимающий руководитель для них нередко намного важнее высокой зарплаты, бонусов и титулов...
Даже на собеседовании претенденты из поколения Z ведут себя по-другому. Они сами задают вопрос: «А почему я должен прийти работать именно к вам?» И еще двадцатилетние обязательно интересуются принципами корпоративной культуры, ценностями, которые для компании являются основополагающими.
Как это ни странно пока звучит, они все чаще ставят эти самые относительные ценности на первое место. Не уровень доходов и перспективы построения карьеры, а принципы взаимоотношений. И часто то предприятие, на котором четко сформулировать свое отношение к таким новым понятиям не могут, уже не выдерживает конкуренцию за молодые кадры.
Те, кому сейчас чуть больше двадцати, выросли в новой России. Им почти не знакомы привычные для старшего поколения слова «дефицит» и «блат». Они уверены в себе и выдвигают серьезные требования к будущему месту работы и руководителю, высоко ценят личную жизнь и свободное время. Родившиеся после 1980-го твердо убеждены, что жить надо не для того, чтобы работать, а наоборот.
Они действительно хотят быть полноценными партнерами и равноправными участниками, а не исполнителями. Привыкшие получать информацию в режиме реального времени, двадцатилетние требуют ответа на вопрос сейчас, а не через неделю. Им не нужен начальник, который будет стоять над душой или орать по малейшему поводу. Их устроит только тот, кто будет «своим парнем» и станет говорить с ними на одном языке.
К тому же эти ребята и девушки не ищут сиюминутной выгоды, не слишком обращают внимание на статус и внешние атрибуты. Для них важны долгосрочная перспектива, радость от хорошо сделанной работы, стабильность развития, гармония всех областей человеческой жизни. В отличие от предыдущих поколений, которые привыкли делать выбор между семьей и карьерой, двадцатилетние его уже сделали. И часто он оказывается не в пользу последней.
Учитывая все перечисленное, сотрудникам отделов кадров стоит серьезно задуматься об изменениях в своей работе. Дело в том, что используемые в настоящее время методики и принципы развития, обучения и мотивации персонала начнут давать сбои уже в ближайшем будущем.
Да, пока в России (особенно за пределами крупных городов) все по-прежнему решают деньги, и за хорошую зарплату человек пойдет работать куда угодно. Но нельзя забывать о том, что уже сейчас на рынок труда выходит поколение, которое ищет смысл жизни. И для них он состоит не в том, чтобы набить карман деньгами и построить дом в ближнем пригороде. Скорее – в самовыражении, для чего финансы нужны не всегда.
Источник: Экономика и время