Больше всех в фарме зарабатывают руководители отдела продаж, продакт-менеджеры и медицинские советники
Наиболее высокооплачиваемыми специалистами в фармацевтической индустрии Московского региона в 2011 году были руководители отдела продаж, продакт-менеджеры и медицинские советники. По данным обзора фармацевтического рынка труда в среднем работодатели предлагали этим специалистам 138 000, 110 500 и 91 500 рублей соответственно. Наименьший уровень зарплат работодатели предлагали менеджерам по тендерам, торговым представителям и медицинским представителям. Средний уровень оплаты труда этих специалистов составлял 53 000, 49 000 и 50 000 рублей соответственно.
В то же время по сравнению с 2010 годом зарплаты менеджеров по тендерам выросли больше всех – на 33%. В тройку лидеров роста вошли также руководители отдела продаж – годовой рост составил 31%, и менеджеры по закупкам – рост 25%.
Рост зарплат данных специалистов объясняется ростом их востребованности. Вследствие активной региональной экспансии внутри отечественного рынка, выхода фармпроизводителей на рынки стран СНГ возросла роль руководителей (директоров) отделов продаж, в задачи которых входит курирование и развитие новых рынков продвижения и сбыта продукции. Кроме того, поскольку многие компании стали совмещать отделы продаж и маркетинга, в обязанности руководителей отделов продаж стало входить и маркетинговое продвижение лекарственных препаратов.
Что касается менеджеров по тендерам, то рост их зарплат связан во многом с законодательными изменениями проведения тендеров на поставки медицинских препаратов для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которые привели к обострению конкуренции между компаниями - производителями и дистрибьюторами и востребованности грамотных и квалифицированных специалистов в области тендерных продаж.
В свою очередь рост конкуренции, расширение рынков сбыта и увеличение оборотов привели к тому, что фармпроизводители и дистрибьюторы вынуждены искать наиболее перспективные препараты, расширять ассортимент ГЛС, искать более выгодные закупочные цены и площадки, в том числе зарубежные, где можно выгодно закупать лекарственные средства. Эти задачи как раз и входят в функции менеджера по закупкам, уровень ответственности которых вырос в связи с вышеперечисленными факторами.