Общее положение на рынке труда в фармацевтической отрасли в 2012 году
2011 год стал для фармацевтической отрасли годом активных изменений и стабильного развития. Анализ ключевых работных сайтов (hh.ru, superjob.ru, job.ru) показал, что количество вакансий в отрасли стабильно растет.
Диаграмма №1. Динамика вакансий в отрасли «Медицина и фармацевтика» на московском рынке труда в 2009-2011 гг., по данным hh.ru
Основные тенденции на фармацевтическом рынке можно выделить следующие:
1. Региональная экспансия. В ушедшем году фармпроизводители, особенно отечественные, активно осваивали неохваченные российские регионы, в том числе малонаселенные, и страны СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия). В том числе, фармацевтические компании искали персонал в такие регионы, как Урал, Сибирь, Дальний Восток, Дальний Север.
2. Реструктуризация управленческого аппарата и отделов компании. В связи с активными процессами слияний и поглощений, в стремлении усилить позиции бизнеса на фармрынке, многие компании укрепляют управленческий состав подразделений, филиалов, головных офисов. Кроме того, многие фармпроизводители поменяли внутреннюю структуру отделов и распределение функций. Например, объединяют отдел продаж и маркетинга либо создают под ключевые и наиболее сложные направления (онкология, неврология) отдельные бизнес-юниты, представляющие собой полноценную структуру с полным комплексом персонала, в задачи которой входит регистрация, продажа и маркетинг лекарственных препаратов и развития данного направления.
3. Бурное развитие фармацевтического производства, в том числе и активное открытие производств западных компаний на территории России. Это привело к росту востребованности инженеров-проектировщиков, технологов, специалистов по качеству, химиков-аналитиков и других высококвалифицированных специалистов в области строительства и производства, специализирующихся на фармацевтической отрасли. Западные производители ЛП и уже большинство отечественных фармацевтических компаний сегодня работают по стандарту GMP (Good Manufacturing Practice). Но, к сожалению, немногие российские специалисты знают данный стандарт, и им приходится дополнительно обучаться на курсах. В свою очередь, это дополнительный фактор, который удлиняет сроки поиска персонала.
4. Появление потребности в сравнительно новых для фармотрасли специалистах – GR-менеджерах и менеджерах по вопросам здравоохранения (market access manager), функции которых заключаются во взаимодействии с государственными органами, медицинской профессурой, лоббировании интересов компании на рынке, создание положительной репутации и государственной заинтересованности в продукции компании. Сегодня такие специалисты работают в основном в представительствах западных фармацевтических компаний, но крупные российские производители все чаще привлекают их в свой штат.
5. Активный вывод на рынок помимо новых лекарственных препаратов лечебной косметики и БАДов, открытие подразделений, которые развивают данные направления. В связи с этим востребованы продакт-менеджеры, торговые и медицинские представители, менеджеры по регистрации БАДов и лечебной косметики.