Почему они уходят? Причины увольнения успешных сотрудников
портал Job.ru
Когда уходит плохой или «никакой» подчиненный, начальство вздыхает с облегчением. Но иногда увольнение сотрудника вызывает у руководства искреннее недоумение и даже обиду: казалось бы, и зарплата на уровне, и карьерные перспективы, и социальный пакет. Что не так? Job.ru попытался разобраться в психологических причинах ухода успешных сотрудников.
И скучно, и грустно
Деньги и карьера – не все. Многим, особенно тем, кто уже чего-то добился, очень важен еще один фактор: на работе должно быть интересно. «Одна из основных причин, вынуждающих сменить работу – человеку просто не нравится заниматься этим видом деятельности, не нравится сам бизнес, не нравится быть зависимым от других людей», – говорит эксперт в бизнес-психологии, кандидат психологических наук, бизнес-консультант Ангелина ШАМ.
Скучно и грустно может быть по трем причинам. Первую назвал известный психолог и журналист, преподаватель факультета журналистики МГУ Владимир ШАХИДЖАНЯН: «Ощущение и понимание, которое можно сформулировать одной фразой: «А я могу лучше». Всё в компании хорошо: деньги, работа, люди, но человек может (или так он считает) лучше, больше – и уходит туда, где может удовлетворить свои амбиции».
Вторая причина возникает, если человек «перерос» свою должность или место работы. Особенно часто такие ситуации возникали как последствие сокращений в период кризиса. Потеряв работу, квалифицированные сотрудники часто соглашались на любое приемлемое по деньгам и статусу предложение – «пересидеть кризис».
И, наконец, третья ситуация – «профессиональная скука». Именно она чаще всего заканчивается дауншифтингом – сознательным спуском по профессиональной лестнице.
По личным обстоятельствам
В многогранном конфликте личной жизни и работы, как правило, выигрывает личная жизнь. «Среди проблем личного характера, например, необходимость забирать ребенка из детского сада. Рабочее место должно находиться в непосредственной близости от дома, чтобы успевать до 18.00 за ребенком в сад. Семейные обстоятельства могут побудить сотрудника перейти на свободный график работы из дома», – приводит пример генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина КРУПИНА.
«Взаимоотношения в коллективе. Зависть других сотрудников, подсиживание, насмешки сослуживцев, сексуальные домогательства руководства и тому подобное», – по словам Екатерины Крупиной, служат одной из наиболее частых причин поиска новой работы.
Согласен с ней и Владимир Шахиджанян. Среди причин ухода успешных сотрудников он называет «раздражение от тех или иных сотрудников, работающих рядом с тобой». Кстати, по мнению психолога, лучшее лекарство в этом случае – юмор. «Если в компании слишком серьёзные отношения, то на людей это давит. Необходимо делать так, чтобы десять, а лучше двадцать процентов рабочего времени работники смеялись, улыбались, хохотали, резвились, подшучивали друг над другом. В этом случае человека на работу будет тянуть, ибо там он всегда в хорошем расположении духа», – уверен Шахиджанян.
Не в моем стиле
Иногда стиль работы, который близок сотруднику, кардинально отличается от принятого в компании. «Свободный художник» вряд ли долго проработает там, где на каждое действие существует своя форма отчета в пяти экземплярах. «Человеку нравится бизнес и должность, но он не чувствует внутреннего удовлетворения, потому что у него слишком мало самостоятельности, мало полномочий, но слишком много бюрократии и контроля. Он не может реализовать свой потенциал и удовлетворить свои амбиции», – поясняет эту ситуацию Ангелина Шам.
Вторая ситуация – прямо противоположная. Человек, привыкший работать по строгому регламенту, будет крайне некомфортно чувствовать себя в компании, где процветает творческий беспорядок. По словам Шам, в этом случае сотрудник чувствует «слишком много ответственности. Никакого контроля, отсутствие порядка, системы и правил. Из-за «бардака» в бизнесе опять-таки невозможно реализовать серьезные проекты».
Я – начальник, ты – дурак
Одна из самых сложных ситуаций, вынуждающих сотрудников в спешке покидать насиженное рабочее место – невозможность найти общий язык с начальником. В этом случае, по словам Ангелины Шам, проще расстаться, чем договориться. Вот какие распространенные ошибки начальства она выделяет:
- Руководитель формально делегирует часть полномочий своему подчиненному, говоря, что тот отныне сам может принимать ряд решений. Но на практике буквально по каждому решению требует доклада и согласования, а большую часть решений подчиненного отменяет. В такой ситуации подчиненный чувствует демотивацию.
- Руководитель держит подчиненных в качестве «мальчиков на побегушках», не объясняет им целей и задач, не раскрывает всей картины, но требует быстрого выполнения срочных поручений.
- Руководитель постоянно меняет свои идеи, загружает подчиненных непродуманной работой, отменяя, передумывая, давая несогласованные между собой задания. Не хочет слушать мнений своих подчиненных, не уважает их личное время и их расписание рабочего дня.
Екатерина Крупина добавляет к этому списку «кумовство – выделение одних сотрудников, неформальное общение с ними на работе, незаслуженные преференции таким сотрудникам в ущерб общему делу». Еще одна типичная ситуация – по словам Крупиной – некомпетентность руководителя в тех вопросах, которые он должен курировать и контролировать. Такой начальник принимает важные стратегические и тактические решения, не понимая сути вопроса и не разбираясь в нем.
Владимир Шахиджанян, в свою очередь, уверен, что на подчиненных нельзя слишком сильно давить. «Если руководитель постоянно недоволен и всё время «наезжает» на подчинённого, пусть даже и справедливо, то у сотрудника происходит «усталость металла», – делится опытом Шахиджанян и добавляет: «На столе у каждого руководителя хорошо бы найти место для лозунга, напечатанного на листе бумаги: «Не перегни палку – можешь остаться один».
И, наконец, подчиненные часто страдают от дурного характера своего начальника. «Эмоциональная несдержанность руководителя, всплески гнева, раздражительности, которые выражаются в том, что руководитель повышает голос на подчиненных, нецензурно выражается в их адрес, может кидаться предметами, попавшими под руку», – по словам Екатерины Крупиной, могут стать серьезной причиной для смены работы.
В копилку руководителя
Что делать руководителю, чтобы перспективные сотрудники не уходили в поисках лучшей доли? У каждого из наших экспертов – свои рецепты.
Ангелина Шам:
- Выстраивать бизнес-процессы для обеспечения и поддержания порядка.
- Обучать подчиненных, мотивировать их, организовывать их рабочее время.
- Вместе с подчиненными вырабатывать решения, убеждая их, а не приказывая.
- Формировать команду, внедряя в ней культуру взаимного уважения и доверия.
Екатерина Крупина:
- Быть примером для подражания сотрудникам.
- Всегда быть сдержанным, корректным в равной степени со всеми сотрудниками, не допускать кумовства и панибратства на работе.
- Быть профессионалом, четко и грамотно формулировать задачи для подчиненных.
- Обладать определенной харизмой, чтобы вести за собой, заражать идеей общего дела.
Владимир Шахиджанян:
- В личном разговоре выяснить: что хочет каждый сотрудник для развития своих способностей, наклонностей и талантов.
- Дать каждому сотруднику понять, что ему в затылок кто-то дышит и что его всегда могут заменить.
- Чаще посылать сотрудников в компании, где работают хуже, получают меньше, где условия труда жуткие. Работнику должно быть, с чем сравнивать.
- При приёме на работу (это аксиома) необходимо учитывать местожительство человека. Чем ближе работа к дому, тем лучше.
- Обеспечить социальную поддержку, оплату питания, медицины и лично заботиться о каждом сотруднике. Прибавлять зарплату. Не жалеть премии, поощрения, подарки. Или единовременные выплаты в связи с рождением ребёнка, покупкой квартиры, разводом, свадьбой и так далее.
Юлия АНТАШЕВА
С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.