Внимание! Разыскивается... маркетолог!
журнал Just Matketing
Еще в 2008 году, в начале кризиса, директор по маркетингу одной московской компании в своем блоге написал следующее: «Найти хорошего менеджера по маркетингу — сложная задача. В этом я убедился давно... Казалось бы, на дворе финансовый кризис, массовые увольнения и масса безработных маркетологов. Однако на деле оказывается, что все стоящие маркетологи по-прежнему при деле, и поиск классного специалиста чем-то напоминает работу золотоискателя, которому приходится просеивать тонны пустой породы в поисках крупинок золота». Действительно, несмотря на то, что, на первый взгляд, на российском рынке не наблюдается дефицита маркетологов, тем не менее постоянно можно услышать сетования руководителей компаний, кадровиков и руководителей Департамента маркетинга. Что, дескать, днем с огнем не могут они найти хорошего менеджера по маркетингу, продвиженца, аналитика и т.д. Где же скрываются хорошие маркетологи? Или их всех давным-давно схедхантили? Редакция журнала Just Marketing решила посмотреть на эту проблему, так сказать, с другой стороны, и «допросить» специалистов московских кадровых агентств о том, как и где они ищут хороших маркетеров. Расследование проводила журналист редакции Наталья Денисова.
Анастасия Орлова, «КАУС-Маркет»:
«Найти кандидата мне помогает маркетинг»
Анастасия Орлова — не просто эксперт в области подбора персонала. Оценить компетентность маркетолога ей помогает... аналогичная квалификация. Поработав в области маркетинга и продаж, г-жа Орлова стала ведущим консультантом кадрового агентства «КАУС-Маркет». Своими ноу-хау она делится с читателями журнала Just Marketing.
- Анастасия, расскажите о ваших каналах поиска маркетологов.
- Для подбора маркетологов мы, как правило, используем ресурсы www.headhunter.ru и www.superjob.ru. Если речь идет о поиске специалистов для Московской области, обращаемся на www.job-mo.ru. При этом мы стараемся не размещать вакансию на сайтах, а подбираем резюме с помощью фильтров. Это позволяет оперативно находить подходящих по опыту и квалификации кандидатов. Другие источники — профессиональные ресурсы и социальные сети для маркетологов, где размещены базы резюме. Например, www.marketingpeople.ru.
- Какие параметры при подборе кандидата для вас являются главными?
А.О. В первую очередь обращается внимание на образование, опыт работы и успешность реализованных проектов. Идеальный вариант — высшее экономическое образование по специализации «Маркетинг» в таких вузах, как МГУ, ГУУ, Российский экономический институт имени Плеханова и др. Оптимальный опыт работы на одном месте — от трех лет. На рынке много соискателей, меняющих компании один раз в год или даже в полгода. На мой взгляд, это показатель непрофессионализма. Помимо этого, маркетолог должен подтвердить результат своей работы. Проведенные исследования, продукты и услуги, стратегия продвижения и полученная прибыль оцениваются только по истечении срока реализации проекта.
- Сколько в среднем длится поиск маркетолога?
А.О. Подбор специалистов в области маркетинга может занимать от двух недель и более, все зависит от сложности вакансии. А это определяют требования работодателя. Если компания специализируется на узком сегменте рынка, подбор может сильно затянуться, поскольку подобных маркетологов единицы. В таких случаях мы предлагаем клиентам присмотреться к соискателям из смежных сегментов. Допустим, организация ищет маркетолога для продвижения строительных материалов. В этой ситуации можно также рассматривать кандидатов с опытом работы в b2b-секторе. Если компании нужен маркетолог из парфюмерной отрасли, на собеседование приглашаются специалисты с FMCG-рынка, причем неважно, с каким именно продуктом они имели дело.
- В каких еще случаях поиски кандидата затягиваются?
А.О. Если компания предъявляет завышенные требования к вакансии. Например, работодатель ищет опытного сотрудника, но предлагает зарплату ниже рыночного уровня. В таких случаях, конечно, нужно пересмотреть свои требования. В этом могут помочь обзоры рынка кадров в области маркетинга.
- Что вы можете сказать об общем уровне маркетологов на рынке труда?
А.О. По моим наблюдениям, большинство соискателей — так называемые «крепкие середнячки». У них есть профильное образование и определенный опыт. Гораздо меньше специалистов-маркетологов в классическом понимании профессии, сочетающих аналитический склад ума и креативность, имеющих опыт проведения глубоких исследований, запуска и продвижения продукта на рынок. Таких профессионалов найти действительно сложно.
Мнение эксперта
Максим Корниенко, консультант по поиску и подбору персонала холдинга «Империя кадров» (Москва), член Ассоциации консультантов по персоналу:
«По моим наблюдениям, сегодня больше всего маркетологов задействовано в области розничной торговли и FMCG. Сущность работы такого специалиста в разных компаниях примерно та же, разделяются разве что методы маркетингового продвижения продукции. Конкуренция в этой среде значительно усилилась. Во многом благодаря тому, что практически все вузы располагают сегодня факультетами и кафедрами маркетинга и практически каждая компания имеет в штате минимум одного специалиста по маркетингу.
На сайтах вакансий обычно раздел глаза от обилия кандидатов.
Чтобы не ошибиться в выборе, лучше обратиться в кадровое агентство, где есть отделы, занимающиеся подбором маркетологов в определенный сегмент или во все сразу. Существуют различные каналы поиска маркетологов: открытые источники, базы данных, рекомендации и, конечно, прямой поиск. Последний стоит дороже, поэтому его лучше заказывать в случае особенных требований к профессионалу. Например, это может быть редкий иностранный язык или знание маркетинга в очень узкой сфере. С одной стороны, маркетинг —- очень насыщенная сфера для поиска персонала, с другой – здесь не хватает по-настоящему квалифицированных кадров. Квалификация маркетолога складывается из опыта работы, успешных маркетинговых кампаний, знания языков, связей со СМИ, статуса на рынке и, конечно, специализированного образования, тренингов, курсов».
Опубликовано в журнале Just Marketing, №3-4 2011 г.